Вопрос: Почему в Исламе много говорят о страхе и тревоге? Не породит ли это в человеке чувство безнадежности?
Ответ: Ислам во всех вопросах придерживается золотой середины. Здесь нет места чрезмерным излишествам или крайнему безразличию. Так и между страхом и надеждой предусмотрено равновесие. Надежда и тревога подобны крыльям птицы. Если оба крыла сильны и полноценны, то и птица уверенно парит в облаках. Поэтому для сохранения равновесия человеку одинаково необходимы и надежда, и тревога.
В сущности, Ислам – это религия доброты и милосердия. «Воистину, Аллах сострадателен и милосерден к людям» [1], говорится в Коране, а сура «Аграф» гласит: «Моя милость объемлет всякую вещь» [2]. А досточтимый Пророк (с.г.с.), доказывая милость Аллаха, говорил: «Перед созданием мироздания Аллах создал милосердие: «Поистине, моя милость опережает мой гнев» [3].
Аллах четко обозначил цель Ислама: «В этом (Коране), истинно, послание для тех, Кто (всей душою) поклоняется (Аллаху)» [4]. Аятов и хадисов о милосердии довольно много, поэтому вернемся к вопросу о страхах и тревогах.
В учении ахлаки их называют хауф. Терминологическое объяснение с точки зрения шариата относит их не к хараму, а к числу не строгих запретов. Одним словом, не стоит идти на поводу у пустых надежд и опускаться в бездну тревог и безнадежности.
Согласно рассуждениям кушайри, хауф – это внутреннее чувство, контролирующее и оберегающее человека от поведения, неугодного Аллаху.
Аллах использовал страхи и тревоги в качестве средства для повышения статуса и положения верующего. Но это не простое средство. Оно, подобно матери, упрекающей своего ребенка, и в то же время ласково прижимающей его к своей груди, призывает человека к милосердию.
Только страх перед Аллахом избавляет его от страха перед другими. В Коране Создатель говорит: «Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими» [5] , показывая тем самым, что страх тоже является признаком веры.
Если один аят призывает не распылять чувство страха, и направлять его только к Аллаху: «Меня одного страшитесь» [6], то другой восхваляет верующих, боящихся Аллаха: «Они взывают к своему Господу со страхом и надеждой» [7]. Потому что человек, все время думающий о своих грехах, и боящийся Аллаха, обладает особой осторожностью и бдительностью.
Тревога сдерживает похоть человека. Как человек с отвращением отворачивается от меда, в который подмешан яд, так и человек, в сердце которого поселился страх, не опустится до низких поступков. Только страх перед Аллахом и боязнь адского огня могут стать препятствием для человеческих пороков.
Тревога удерживает от зла и ведет к добру. Но и чувство страха должно быть в меру. Именно оно побуждает человека к совершению добрых дел.
Бояться могущества Аллаха – результат истинного познания Аллаха, особенность настоящего верующего и пророка. У них это чувство всегда в приоритете.
Есть много аятов о пользе страхов для человечества, свидетельствующие о том, что благодаря этому чувству можно познать блаженство рая, милосердие и согласие. Если в 154 аяте суры «Аграф» говорится: «Истинный путь и милость тем, которые боятся своего Господа», то аят 8 суры «Байина» показывает пользу страха в достижении высокого авторитета: «Аллах доволен ими, и они довольны Им. Это уготовано для тех, кто боится своего Господа… Такое прекрасное воздаяние получат только те, кто страшился Аллаха, избегал грехов и выполнял предписания религии» [8].
Пророк (с.г.с.) говоря: «Аллах милосердный создал преисподнюю, и с его помощью ведет людей в рай» [9], показывает, что это стало возможным лишь благодаря милосердию Аллаха.
Абул Касым Хаким сказал: «Если человек боится чего-то, он избегает его. А человек, боящийся Великого Аллаха, напротив, бежит Ему навстречу (использует это)».
Ему вторит праведник, известный ученый Зун-Нун Мысри: «У человека, который боится Аллаха, мягкое сердце и чистые намерения» [10]. Эти слова как нельзя лучше показывают роль страхов и тревог в Исламе в смирении собственного эго.
Когда речь идет о тревоге, в большинстве ощущаются неприятные чувства. Но в Исламе роль тревоги в личностном становлении человека совсем иная. Среди мусульманских ученых есть замечательные слова: «Начало мудрости – страх перед Аллахом». В связи с этим Имам Шибли говорил: «Благодаря страху перед Аллахом я видел, как открываются врата мудрости».
Если взглянуть на проблему с психологической точки зрения, то у человека, обуреваемого страхом, отсутствует рациональное мышление. А в Исламе страхи и тревоги, напротив, ведут человека к мудрости и рассудительности. Потому что здесь страх означает боязнь совершить грех, проявить невоспитанность и бесстыдство.
Поэтому очевидно, что у человека, держащего душу в чистоте, стремящегося к добрым деяниям и нацеленного на духовное и материальное развитие, в голове всегда хорошие мысли, а его слова полны мудрости.
Алау АДИЛЬБАЕВ,
Перевод Гулжанат ЖУБАНИЯЗОВОЙ
[1] Бақара, 143
[2] Ағраф, 156
[3] Бухари, Тәухид, 15,22; Муслим, Тәубә, 14
[4] Әнбия, 106
[5] Әли Имран, 175
[6] Бақара, 40
[7] Сәжде, 16
[8] Хужурат, 13
[9] Ибн Мажа, Ибн Омардан, Ихя, 4/1, 275 б.
[10] Ғазали, Ихя, 4/1, 297-298 б.