«Казахстан – это страна, дорогая для всех казахов в мире! В каком бы уголке планеты не находились казахи, мы не ни в коем случае не должны забывать, что они являются частицей всего казахского народа», – говорил Елбасы.
Любовь к Родине – весьма значимое чувство. Уважение к Родине начинается с уважения, прежде всего, к себе. А уважение к себе – это уважение к близким, к своему дому. Поэтому говорят, что Родина начинается с семьи.
Патриотизм – самое благородное чувство, присущее человеку. Наряду с любовью к Родине, это труд во благо ее процветания и ощущение единения с ней.
Ислам призывает быть не националистом, а патриотом. Потому что наши предки издревле придерживались наставления Посланника Аллаха (ﷺ):
«Не относится к нам тот, кто призывает к нетерпимости, тот, кто сражается, побуждаемый нетерпимостью, и тот, кто умер в своей нетерпимости».
К сожалению, неверно трактуя слова о том, что «любить Родину – от веры», некоторые «псевдошейхи» отрывают мусульман от мирной жизни в светском государстве, в котором в согласии и добрососедстве проживают разные национальности, призывают их ехать в Саудовскую Аравию и любить только эту страну. Т.е., изменив вышеназванный хадис как: «любить исламское государство – от веры», они вносят смуту в сознание молодых людей, вводя их в заблуждение.
К примеру, ваххабит Усеймин («Шарх Риад ас Солихинда» 5/330), Саид Кутуб («Фи зылял аль Куранда» 2/708) говорит: «Надо любить Родину, если это исламское государство, где действует шариат».
Более того, по мнению лидера ваххабитов Салиха бин Фаузана: «Нельзя говорить на другом языке, кроме арабского. Говорить на других языках, значит, быть похожими на них» («Әл уәлә уә әл бара» стр. 7. Эр Рияд).
Насколько это правда?
Аллах в аяте 66 суры «Ниса» сказал:
«Если бы Мы предписали им: «Убейте самих себя или ПОКИНЬТЕ СВОИ ДОМА», – то лишь немногие из них совершили бы это».
Имам Фахруддин ар-Рази (да будет милостив к нему Аллах), доказывая, что каждый человек должен любить свою Родину, дал следующий комментарий этому аяту: «Если бы Мы предписали им: «Убейте самих себя или покиньте свои дома», они не могли бы сделать выбор и выполнить указание» [Фахруддин ар Рази, «Ат тафсир ал Кабир» 15/165].
Великий ученый Мулла аль Кори (да будет милостив к нему Аллах) в своем труде «Миркат аль Мафатих» писал: «Находиться вдали от Родины – большое и тяжелое испытание. Аллах не зря говорил в Коране: «Изгоняйте их оттуда, откуда они изгнали вас. Смута хуже убийства».
По словам Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах): «Каждый раз, когда Посланник Аллаха (с.г.с.) возвращался из поездок в Медину, едва увидев городские стены, он ускорял ход своего верблюда» [Бухари, Тирмизи, Ибн Хиббан).
Имам, хафиз Ибн Хаджар Аскаляни аш-Шафиги (да будет милостив к нему Аллах) в истолкованиях к «Сахих Бухари» писал: «Этот хадис рассказывает о достоинствах Медины и о любви к Родине» [«Фатхул Бари фи шарх Сахих Бухари» том 3, стр. 621].
Имам, хафиз Бадруддин аль Айни аль-Ханафи (да будет милостив к нему Аллах) в 25-томном истолковании к «Сахих Бухари» утверждал то же самое [«Умдотул Кори фи шарх Сахих ал Бухари» 10/135].
Посланник Аллаха (с.г.с.) говорил:
«Охранять границу один день и одну ночь – лучше одного месяца поста и поклонений» [Муслим 1520] и добавлял: «Два глаза в судный день не будут гореть в аду: первый – тот, который раскаялся в своих грехах, горько плача в одиночестве, второй – тот, который охранял границу, защищая Родину» [Тирмизи, Фадаилул-Жихад, 12].
Досточтимому Али (да будет доволен им Аллах) принадлежат следующие слова: «Если оскорбили вашу нравственность, простите. А если оскорбили вашу Родину и народ, никогда не прощайте».
Имам Захаби (да будет доволен им Аллах) говорил: «Посланник Аллаха (ﷺ) ЛЮБИЛ Айшу, ее отца, Усаму, двух внуков, сладости, мед, гору Ухуд, РОДИНУ, охоту и еще много людей и вещей» [Аз Захаби «Сияр ә’ләм ән Нубуәлә» 15/394].
Абу Ну’айм (да будет милостив к нему Аллах) довел слова Ибрагима ибн Адама: «Не испытывал большей печали, чем находиться вдалеке от Родины и скучать по ней» [Абу Нуайм «Хилият ал аулия» 7/380].
Аль Асма’и (да будет милостив к нему Аллах) говорил: «Верблюд, находясь вдали от своего дома, стремится туда; птица беспокоится о своем гнезде, если оно разрушено; Человек скучает по своей Родине, даже если на чужбине у него все хорошо» [Аль Асма’и «Макасид ал хасана» стр. 297]. Потому что Родину любят не умом, а сердцем.
Также Аль Асма’и (да будет милостив к нему Аллах) утверждал: «Как-то раз я услышал, как один бедуин говорил: «Если хочешь узнать человека – посмотри, насколько он скучает по Родине» [Динуари «Аль Муджяляса» 1/60].
Ибн Джаузи (да будет милостив к нему Аллах) говорил: «Родина любима во все времена» [«Мусир аль ‘арам ас сакин иля ашраф аль амакин» стр. 75].
А имам Аль-Карафи (да будет милостив к нему Аллах) говорил: «Одно из достоинств хаджа – воспитание человеком своего эго, находясь вдали от Родины» [Аль-Карафи «Аз Заһира» 3/194].
Одним словом, если даже верблюд и птица стремятся на Родину, как же человеку не любить свою Родину и не гордиться ей?!
P.S: Если Ислам – это религия, воспевающая истину и здравомыслие, гуманность и смирение, то Родина – это то место, где эти качества претворяются в жизнь. В связи с этим вспомним слова Елбасы Н.А. Назарбаева: «У нас есть только одна Родина. Это – Независимый Казахстан!».
Кроме того, любовь к Родине подразумевает должное отношение и не разбазаривание народного достояния, оказание повышенного внимания человеку, дружно трудиться на благо развития и процветания страны.
Нурлыбек САБЫРГАЛИЕВ,
имам мечети «Шұбарқұдық кәсіпшілігі»
Темирского района Актюбинской области
Перевод Гулжанат ЖУБАНИЯЗОВОЙ