Такфиризм или такфиро-«джихадизм» – наиболее опасное из радикальных религиозных движений в современном Казахстане.
Распространилось в начале 2000-х гг. в ряде западных и центральных областей Казахстана, куда проникло с Северного Кавказа, а туда, в свою очередь, из Сирии.
Сегодня идеологи радикального течения критикуют местных мусульман, ставя под сомнение их историческую религиозную принадлежность к исламу. Данное обвинение (такфир) является идейным основанием, как минимум, возможности ведения вооруженного джихада против своих сограждан. Однако, такфириты забывают, что согласно исламскому праву, верующие против верующих не могут вести джихад по определению.
Такфириты заявляют недопустимым чтение сур из Корана на кладбище, возле могилы усопшего, за упокой души умершего – марқұм. Кроме того, такфириты уподобляются манкуртам, не помнящим своих предков – Жеті Ата и даже порицающих собственных родителей за то, что они не соблюдают обязанности мусульманина, в то время как Коран и сунна Посланника Аллаха учат нас уважительно и трепетно относиться к родителям.
Последователи такфиризма понимают слова «бида’a («новшество») что это арабское слово как «ересь», «заблуждение». Так, например, они являются ярыми противниками празднования Дня рождения Пророка Мухаммеда – Маулид ан-наби, несмотря на то, что с 1207 года этот светлый праздник широко отмечается в Сирии, Алжире, Тунисе, Марокко и других мусульманских странах. Такфириты считают Маулид запретным нововведением в религию. Мы же считаем празднование Маулида Пророка Мухаммеда одобренной сунной и похвальной традицией. Ежегодно в течение всего месяца Раби’ аль-аууаль по мусульманскому календарю Духовное управление мусульман Казахстана проводит цикл больших торжественных мероприятий во всех регионах страны.
Презирая и отторгая религиозный праздник Маулид ан-наби, такфириты также не отмечают свои дни рождения и запрещают в своих кругах отмечать дни рождения родителей и близких родственников. Кроме того, некоторые молодые казахи, последовавшие лжеучению ваххабитов, называли своих родителей кяфирами, потому что они не совершали намаз.
Наиболее активными проповедниками такфиризма в Казахстане были Айюб Астраханский, ХалильАбдужаббаров («шейх Халиль»), а также Саид Бурятский (Александр Тихомиров).