Какую религию необходимо развивать в современном демократическом обществе Республики Казахстан, мы поговорили с известным религиоведом Казахстана Кайратом Жолдыбайулы.

Уважаемый Кайрат Жолдыбайулы, буквально недавно Вы высказались о том, что нашей стране необходимо больше уделять внимания развитию науки, технологии. Наверное, сегодняшняя ситуация с пандемией подтверждает правоту Ваших слов.

— На сегодняшний день, когда весь мир оказался перед лицом опасности пандемии, всем стало ясно, насколько важны профессии врача, инфекциониста, исследователя. Сейчас мы молимся о том, чтобы как можно быстрее изобрели вакцину против смертельной болезни. Появление коронавируса – очень значимое событие в истории человечества.

Мир после пандемии должен измениться, обрести новый формат. Возможно, произойдет и трансформация сознания человека, его психологии. Безусловно, будут и экономические изменения. Чтобы идти в ногу со временем нам нужно осваивать все новшества и развивать технологии. Верю, что с помощью Всевышнего Аллаха мы преодолеем все трудности, и наша страна встанет на новый путь развития.

— Действительно, сейчас мы понимаем, что с первых дней Независимости нашей стране нужно было активней развивать производство и новые технологии. Пожалуй, за 30 лет наибольший рост получила духовная сфера. Выросло количество мечетей, число людей, читающих намаз. Почему так произошло?

— Мы должны признать, что в первые годы Независимости у нас почти не было духовной базы, на руках не было ни одного перевода Корана. Не было никакой религиозной литературы кроме таких произведений, как «Қарасөз» — «Слов назидания» Абая, «Мұсылмандық шарты» Шакарима Кудайбердыулы, «Мұсылмандық тұтқасы» Ыбырая Алтынсарина, в которых затрагивались вопросы Ислама.

Вот с таким наследием атеизма мы встретили Независимость. Почти не было квалифицированных кадров, ученых, которые бы правильно разъясняли религию. На тот момент в нашей стране было всего 68 мечетей, да и те без минаретов и куполов, перестроенные из старых домов культуры. Многие негативные явления, которые мы наблюдаем в религиозной сфере сегодняшнего общества – результат огромных проблем, которые берут начало со времен перестройки.

— И в это время в страну хлынули миссионеры различных деструктивных культов и стали вербовать в свои ряды людей, прикрываясь религией.

-Да, именно в этот момент пользуясь тем, что большинство населения имело очень низкий уровень религиозной грамотности, миссионеры различных течений пришли в нашу страну и стали вести свою пропаганду. Благодатной почвой для распространения чуждой идеологии послужило и то, что в стране происходил кризис экономики, который повлек за собой безработицу и низкий уровень жизни населения. Так в нашей стране  распространились различные деструктивные культы, в том числе и течение салафизм.

Позже стали происходить взрывы и другие события, которые очерняют религию Ислам. Стали портиться взаимоотношения людей. Дошло до того, что родственники не могут сидеть за одним дастарханом. Все это стало подрывать авторитет религии.

Мы не успевали подготовить квалифицированных специалистов в сфере религии в соответствии с темпом строительства мечетей и спросом населения. На строительство одной мечети достаточно шести месяцев, а для подготовки квалифицированного специалиста требуется минимум пять-шесть лет. Кроме того, развитию религии уделялось меньше внимания, не было источников финансирования.

— Вы считаете, что раскол среди верующих людей происходит из-за их разделения на различные течения?

— К сожалению, верующие люди стали делиться: вахаббиты, салафиты, суфии, ханафиты. Из-за такого раскола среди мусульман, в душах некоторых людей появилось сомнение к религии. Так люди, далекие от религии, стали называть всех практикующих мусульман, будь то приверженца ханафи мазхаба или адепта течения «арабкулами» — «рабами арабов».

Всех мусульман стали напрямую связывать с миром арабов. Это очень опасная тенденция. Мы должны переубедить людей, поменять их мнение об Исламе.

Причин негативного поведения представителей деструктивных течений много. За каждым направлением могут стоять большие государства. К примеру, салафизм – это большой политический проект. Мы замечаем, что особенно в наших западных регионах данный проект развивался активно и сейчас он дает свои отрицательные результаты.

— Многие люди стали бояться религии. Если раньше родители радовались тому, что их ребенок читает намаз, то сейчас они боятся этого. 

— Дело дошло до того, что в обществе появился страх перед религией. Безусловно, если религию связывают со взрывами, насилием, это пугает людей. Мы сами стали отказываться от своих традиционных ценностей, хотя они напрямую связаны с Исламом. Родителей не радует, когда ребенок приходит в религию, собирается читать намаз и идти в мечеть. Это сразу вызывает страх. Почему? К сожалению, для этого есть основания. Казалось бы были набожные люди и вдруг стали проявлять строгий, жестокий характер. У тех, кто читает намаз, появилось враждебное, агрессивное поведение. Многие уехавшие на войну в Сирию люди читали намаз.

Приверженцы чуждых течений стали отрекаться от родителей, отделять себя от остального окружения, считая их «кафирами». Общество, конечно же, видит все это. Наблюдая за такими страшными вещами, люди стали отказываться от религии. Как видите, деятельность деструктивных течений привела к расколу в обществе, недоверию к мусульманам в целом. 

— Вы вошли в состав Национального совета общественного доверия при Президенте РК, которые призван решать проблемы общества. И, пожалуй, Вы один из немногих религиозных деятелей, кто открыто говорит о проблемах религии и государства. С чем связана такая активность?

— Считаю, что религиозные служащие не должны оставаться в стороне от проблем государства и нации. Благодаря активной пропагандо-прозелитической деятельности чуждых нам течений, казахи стали отказываться от всего лучшего накопленного веками: своей культуры, традиций, обычаев. Если нация лишится духовно-нравственных ценностей своих предков, то она  потеряет свою опору и попросту исчезнет. Поэтому как специалист, изучающий развитие религии в Казахстане, считаю, что мы должны поднимать вопросы мусульманства в Казахстане.

Если мы, как специалисты по религии, не будем защищать интересы мусульманства, тогда какая польза от нашего образования? Сейчас в нашей стране формируется гражданское общество, мы встали на путь демократического развития, свобода слова тоже в определенной мере развивается. Поэтому мы открыто должны говорить о проблемах, волнующих нас, и это требования демократического общества.

Адепты деструктивных течений уже привыкли запугивать людей адом, обвинять всех за «неправильную» одежду, «неправильный» образ жизни и т.д. Люди должны понять, что за такими словами и действиями кроется намерение навязать чужую идеологию и разрушить наше государство.

— Мы поговорили о вреде, который нанесли деструктивные течения религии в Казахстане. Так какой же Ислам нам необходимо  развивать для того, чтобы Казахстан развивался на пути прогресса и при этом сохранял традиционные ценности?

— На сегодняшний день мы с болью в сердце наблюдаем за людьми, которых зомбировали адепты псевдорелигиозных течений. Даже по внешнему виду их сразу видно. Они во всем стараются подражать арабам. Но сейчас Арабским странам нам дать нечего. Мы должны это глубоко осознать! Арабские страны уделяют много внимания фанатизму, переосмысливанию Корана в прямом смысле, внешнему виду религии и т.д. Поэтому, мы должны снова обратиться к прошлому тюркскому исламу. Что такое тюркский ислам? Раньше я задумывался, почему мы должны делить мусульманство на тюркское или другое, если Коран один, а хадисы одни и те же?

Глубоко исследуя данные проблемы, я пришел к выводу, что тюрки совсем по другому понимают Исламскую религию. Конечно, в исламской религии существуют непоколебимые, неизменные правила. Их никто не сможет изменить. Что касается системных вопросов, мы исламскую религию понимали по-особенному. Ислам для нас раскрылся как цветок с особенной стороны. Он превратился в цветник науки и знания, права, сознания. Мы придаем больше значения внутренней сути, конечной цели, чем внешнему виду религии.

Ученые Мавераннахра, степей Средней Азии сделали много открытий в мире. Своими действиями старались быть примером для других народов. Мы и сегодня можем показать миру, какой должна быть мусульманская страна. Для этого мы должны возродить свою тюркскую модель Ислама, показать величие и толерантность Тюркского Ислама.

Это значит – смотреть на религию не только, как на намаз, богослужение, но и как на жизнь, искусство, науку. Как на свободу разума, мысли, культуры и образования. Сохранить религиозное понятие, основанное на гуманности, чистоте, доброте. Подняться на намеченную высоту «любви ко всему человечеству».

Если мы будем бояться религиозности общества, будем рассматривать различные ограничения, то религия пойдет назад по опасному пути радикалов. Так мы можем скатиться на путь Афганистана, Пакистана или Сомали.

Последние события в мире также показывают, что люди нуждаются в любви и милосердии. В противовес радикализму, мы должны развивать стремление к прогрессу идеи, воспитывающие чувство любви к человечеству. Именно этому нас учил великий предок Абай. Ведь наши предки были мусльманами, которые воспринимали Ислам, как религию любви. Нам необходимо взращивать религию любви. Воспитывать интеллектуальных  и ответственных мусульман.

 

Kazislam.kz

Пікір жазу