В рамках гуманитарной операции «Жусан» из Сирии возвращены 742 казахстанца, 516 из них – дети. 34 ребёнка вернулись в Казахстан сиротами.

«Мы жили в палатке. Помню, в один день был мощный взрыв. Многим оторвало руки, ноги. Мама плакала, говорила, что мы будем вместе. В раю», – вспоминает маленькая Айла.

Её родители забрали в Сирию в 2014 году. Отец и мать умерли на чужбине. Осиротевшую Айлу участники операции «Жусан» нашли в лагере для беженцев и вернули в Казахстан. Она в этом году окончила шестой класс, посещает танцевальный кружок. В Сирии у неё не было возможности учиться, а в медресе обучали совсем иному.

«Благодаря проведению геномной идентификации мы восстановили утерянные документы и привели их в порядок. Казахстанские дети, увезённые в Сирию родителями, не видели ничего, кроме войны. Даже после возвращения на родину многие долгое время боялись, спали под кроватью. Благодаря операции «Жусан» мы защитили их жизнь и право на детство», – говорит Дулат Жекебаев, заместитель председателя Комитета по охране прав детей МОН РК. 

Говоря о гуманитарной операции, надо отметить, что Казахстан не изучал и не  следовал какому-то международному опыту, его не было ни у кого – наоборот, сам стал примером миру и показал уникальный опыт по защите своих граждан, обманом привлечённых на войну.

В первое время не было методики по адаптации возвращённых из Сирии детей к социальной жизни. Даже было сложно с ними общаться. Поэтому специалисты начали работу с диагностики состояния депрессивности у детей, а потом уже занимались лечением психологической травмы. Осложняло лечение и то, что многие дети не говорили на родном языке. 

ТАҒЫ ОҚЫҢЫЗ:  Единство через многообразие

227 возвращённых из Сирии детей – школьного возраста. 80% учатся в начальных классах. В первое время многие не успевали в учёбе за своими сверстниками, но сейчас уже освоились. Есть те, кто участвовал и даже побеждал на школьных олимпиадах.

Психолог Айжан Кикенова рассказывает, что в адаптации детей большую роль сыграла групповая работа со всем классом. 

«Мы использовали игровые техники, арт-терапию. Поддержка одноклассников и учителей, окружение, атмосфера, – всё это помогает детям быстрее адаптироваться к нормальной жизни», – говорит Айжан Кикенова. 

Это подтверждают и сами школьники.

«В Сирии ты можешь умереть в любой момент. Над головой всегда летали военные самолёты. Кидали бомбы. Мы жили в постоянном страхе. А в Казахстане весело и красиво. Есть речки, озёра. Мне нравится моя школа, тут есть всё», – делится впечатлениями ребёнок.

Семь из 60 старшеклассников завоевали первые и вторые места на районных и городских олимпиадах. Многие из них показывают успехи в математике. 

«Немногие страны отважились вернуть своих детей из стран, где бушует война. Это можно назвать героическим поступком. Но на этом работа не заканчивается. Детей ждёт долгий путь адаптации к нормальной социальной жизни», – говорит Дулат Жекебаев, заместитель председателя Комитета по охране прав детей МОН РК.

Стоит отметить, что в этом году была разработана специальная методика по работе с детьми, возвращёнными из горячих точек. После утверждения Правительством документ будет принят в работу по всей республике.

*ИГИЛ – террористическая организация, запрещённая на территории Казахстана.

Написать отзыв