Казахстан – светская республика, в которой как всё религии и равны, а верующие и неверующие имеют равные права и не испытывают никаких притеснений как со стороны представителей других конфессий, так и со стороны государства.

Казалось бы, в такой ситуации вопроса ношения хиджаба или платка в школе не должно возникать. Однако с началом нового учебного года многие учреждения среднего образования сталкиваются с этой проблемой

Так в Уставах школ республики было прописано о недопущении ношения одежды, подчеркивающей принадлежность к определенной религии. Как правило, так или иначе это требование в школах соблюдается. Для этих целей проводится постоянная разъяснительная работа с родителями и самими учащимися.

В свою бытность министр по делам религий и гражданского общества Республики Казахстан (далее – РК) Нурлан Ермекбаев 3 августа 2017 г., выступая на пресс-конференции в Службе Центральных Коммуникаций, подчеркнул, что в общеобразовательных школах действуют светские законы и нормативные правовые акты, а не требования шариата. Представители Министерства образования и науки (далее – МОН), Министерства юстиции и Министерства по делам религий и гражданского общества РК выступили с заявлением о недопустимости ношения хиджабов в школах [1]. При этом отмечаем, что в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» «никто не имеет права по мотивам своих религиозных убеждений отказываться от исполнения обязанностей, предусмотренных Конституцией и законами Республики Казахстан» [2].

Согласно вышеуказанному Закону, система образования и воспитания в Республике Казахстан отделена от религий и религиозных объединений и носит светский характер (за исключением духовных (религиозных) организаций образования). Законом РК «Об образовании» определено, что «родители и иные законные представители обязаны выполнять правила, определенные Уставом организации образования» [3]. По словам экс-вице-министра образования и науки РК Эльмиры Суханбердиевой, пропаганда той или иной религии в светских школах недопустима. «Ношение религиозной атрибутики не допускается. Указанные нормы законодательства являются едиными для представителей всех конфессий и этносов» [4]. В целях четкого определения данных правил МОН объединило и систематизировало их в один документ.

Так, были разработаны «Требования к обязательной школьной форме в средних учебных заведениях», утвержденные приказом МОН РК от 14 января 2016 года № 26. Обязательная школьная форма организаций среднего образования (далее – школьная форма) соответствует светскому характеру обучения.

Фасон, цвет школьной формы выдерживаются в классическом стиле, в единой цветовой гамме, с допущением смешения не более трех цветов. Цвет школьной формы выбирается из спокойных и не вызывающих ярких тонов. Школьная форма вводится с учетом возрастных особенностей обучающихся. Школьная форма подразделяется на повседневную, парадную и спортивную. Школьная форма для мальчиков включает: пиджак, жилет, брюки, парадную рубашку, повседневную рубашку (зимний период: трикотажный жилет, водолазку). Брюки для мальчиков свободного кроя, и по длине закрывают щиколотки ног. Школьная форма для девочек включает: пиджак, жилет, юбку, брюки, классическую блузу (зимний период: трикотажный жилет, сарафан, водолазку). Брюки для девочек свободного кроя, и по длине закрывают щиколотки ног. Парадная форма для мальчиков состоит из повседневной формы, дополненной белой рубашкой, для девочек – белой блузкой. Спортивная форма для мальчиков и девочек включает: спортивный костюм (спортивные брюки, футболка), спортивную обувь (кроссовки, кеды). Школьная форма включает галстук классической формы, соответствующий основному цвету или в контрасте к цвету школьной формы [5].

ТАҒЫ ОҚЫҢЫЗ:  Вакцинация против коронавируса в мире: от добровольной к обязательной

Следует отметить, что данные требования направлены на обеспечение единства подходов организаций среднего образования и повышение ответственности в соблюдении светского характера обучения, исключающих разделение учащихся по национальному, религиозному, социальному или иному признаку.

Хиджаб не является традиционной одеждой казахской женщины. На первый взгляд, кимешек шылауш напоминает хиджаб. Если же провести аналогию с иными народами Средней Азии, то в казахской культуре незамужние девушки не покрывали голову и не закрывали лицо. Как правило, они носили такия, борик и другие головные уборы, но волосы держали открытыми. Платки являлись признаком замужней женщины. Казахские девушки зачастую демонстрировали волосы, украшая их разнообразными головными уборами. В понимании казахского народа, «девушка – символ красоты, но самое важное – это быть чистыми внутренне» [6].

Несмотря на такие очевидные вещи, в нашем обществе существует немало приверженцев иных взглядов на данную ситуацию, согласно которым хиджаб – это едва ли не «шестой столп» ислама, наравне с традиционными «пятью столпами»: шахадой, намазом, уразой, закятом и хаджем. Подобные экстравагантные представления были привнесены в наше общество извне – с лёгкой руки тех государств, где салафизм и ваххабизм занимают лидирующие идеологические позиции. Немало поработали на этой ниве и экстремистско-террористические организации, которые в принципе искажают священные тексты в угоду аннексионистских планов своих лидеров. И те, и другие рассматривают Казахстан в качестве сферы своего влияния и стремятся «разложить» наше население изнутри, прививая ненависть ко всему светскому, «неисламскому», демократическому. Фактически, люди, принимающие подобные чуждые и опасные для нашего общества взгляды, отрываются от своих корней, попирают наследие предков, попутно вырабатывая негативное отношение к представителям других этносов, вероисповеданий и самому общественно-государственному устройству.

Стоить отметить, что традиционные религиозные объединения, в том числе православная церковь и ряд других конфессий, действующих в Казахстане, также призывают граждан соблюдать законы и требования МОН РК к школьной форме.

Родители в первую очередь должны создавать условия для того, чтобы их дети получили качественное образование. Важно всегда помнить, что от полученных ими знаний будет зависеть процветание нашей страны.

Список литературы

  1. Запрет на ношение хиджабов в школах Казахстана Генпрокуратура признала законным [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.zakon.kz/4824420-zapret-na-noshenie-khidzhabov-v.html/ Дата обращения 23.04.2020.
  2. Закон РК от 11 октября 2011 года «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31067690/ Дата обращения 23.04.2020.
  3. Закон РК от 27 июля 2007 года «Об образовании» [Электронный ресурс]. – URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z070000319_/ Дата обращения 23.04.2020.
  4. Ношение религиозной атрибутики в школах не допускается [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mgorod.kz/projects/nitem/noshenie-religioznoj-atributiki-v-shkolax-ne-dopuskaetsya-mon-rk/ Дата обращения 23.04.2020.
  5. Приказ МОН РК от 14 января 2016 года № 26. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1600013085/ Дата обращения 23.04.2020.
  6. Хиджаб и кимешек — в чем разница? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ia-centr.ru/publications/khidzhab-i-kimeshek-v-chem-raznitsa-rasskazali-eksperty/ Дата обращения 23.04.2020.

Синяков Олег Витальевич, магистр гуманитарных наук, религиовед КГУ «Центр общественного развития и информации» СКО

Написать отзыв