Религия, безусловно, является одним из важнейших компонентов духовной жизни любого общества. Она дает человеку смысл жизни, связывая его с Богом или высшими духовными силами.

Казахстан сегодня многоконфессиональное государство, в котором религия заняла одно из существенных мест в общественной жизни.

Религиозность, как форма мироощущения, присуща человечеству с самой зари цивилизации и в той или иной форме сопровождает его на протяжении всей истории цивилизации. Роль религии в обществе то усиливалась, поднимаясь на недосягаемые вершины власти, то сводилась к минимуму в годы воинствующего атеизма.

Религия никогда не была в стороне от происходящего в любом общественном социуме. Более того, всегда влияла на любое общество в своих интересах. Поэтому для обеспечения религиозного и межконфессионального согласия чрезвычайно важны нормальные конструктивные отношения государства с верующими. Проявлением постсоветского религиозного возрождения стало возрастание конфессионального фактора в общественно-политической жизни нашего государства. На сегодня религия может выполнять и выполняет функции инструмента социальной консолидации и политической мобилизации. Характер взаимодействия и взаимовлияния «общества», «государства» и «индивида» во многом зависит от роли традиции с учетом этнокультурной и этнонациональной специфики. В этом значении традиция становится одной из основополагающих частей современного общественного устройства и, в конечном счете, и ее стабильности. Возрождение духовных традиций во многом ассоциируется с религией, авторитет которой в настоящее время непререкаем.

Нынешнее время отмечено своего рода возрождением религиозных позиций традиционных религиозных конфессий. Развитие межконфессионального согласия становится реальностью только тогда, когда в этом процессе участвуют не только религиозные объединения, государственные организации, но и рядовые верующие – сторонники тех или иных конфессий и деноминаций. Рядовые граждане должны быть воспитаны в духе религиозной терпимости, и этот дух необходимо поддерживать, большое значение для этого имеют позитивное общественное мнение и адекватные правовые условия, которые тоже является небходимыми условиями для существования согласия между конфессиями. Начавшаяся теперь новая фаза развития религиозной ситуации в стране характеризуется, во-первых, гражданским миром между религиозными объединениями, получившими по новому Закону всю полноту прав для своей деятельности, поэтому ее можно рассматривать как фазу установления относительной стабильности религиозной ситуации и юридической урегулированности отношений между традиционными конфессиями и легитимными новыми религиями.

Как будет развиваться дальше религиозная ситуация в Казахстане и каким образом это повлияет на межконфессиональные отношения? Сомневаться в неизбежности ее изменений не приходится, учитывая переживаемый ныне переходный период отечественной истории, отмеченный крутыми и глубокими сдвигами в материальной основе общества, в его политической надстройке и духовной культуре, и наблюдаемые на этом фоне тенденции различного характера и направленности, касающиеся межрелигиозных и конфессионально-государственных отношений в стране. Поэтому современную фазу относительной устойчивости религиозных отношений никоим образом нельзя считать конечной и завершающей, а правильнее рассматривать ее в качестве промежуточной, подготавливающей (вероятнее всего не сразу, а через ряд последующих ступеней) становление качественно иной расстановки светских и религиозных сил, потенциалов и ориентаций в нашем обществе.

Основные вопросы, стоящие перед нами – укрепление религиозной толерантности, мониторинг деятельности религиозных организаций нетрадиционного толка, прозелетической деятельности миссионерских религиозных организаций, для принятия мер против проникновения экстремизма и терроризма и формирование позитивного развития межконфессиональных отношений.

Информированность общества будет способствовать формированию общественного мнения о необходимости противостояния псевдомиссионерству и прозелетизму, принятию мер необходимых для соблюдения прав человека и правильного самостоятельного, осознанного выбора каждого гражданина.

Знания нравственных и социальных идей, содержащихся в материалах и учениях основателей мировых религий и церковных догматах предупредят молодежь об опасности распространения религиозного экстремизма и радикализма.

Действенный способ борьбы с религиозным экстремизмом-религиозное просвещение. Человек, хорошо знающий свою религию, никогда не позволит вовлечь себя в организацию подобного типа. Правовое воспитание подрастающего поколения основывается на законах, но не всегда эти законы срабатывают. Поэтому главная задача государственных органов- воспитывать устойчивый иммунитет к религиозным организациям откровенно деструктивного направления. Давая им навыки, формирующие гражданскую сознательность и знание законов

Должен вестись и ведется постоянный поиск путей соприкосновения интересов и укрепления межконфессионального согласия. Итак, при всех доктринальных расхождениях, различиях национально-культурных традиций и даже политических предпочтений верующих, религиозные организации России, во всяком случае, их абсолютное большинство, имеют достаточно солидную базу для диалога и практического взаимодействия с тем, чтобы способствовать решению насущных проблем современного российского общества. Это общие для них духовно-нравственные ценности. Залогом действенности их усилий является то, что данные ценности приемлемы для всего общества – как верующих, так и неверующих. В этих условиях объединенный голос и общая позиция представителей различных религий будут более авторитетными и убедительными.

Общественное мнение также, хотя и опосредованно, но существенно влияет на атмосферу религиозно-конфессиональных отношений. Многое зависит от средств массовой информации, которые не только отражают его состояние, но и формируют. Неделикатный, непрофессиональный подход к религиозной тематике, погоня за сенсацией, нарочитое стремление заинтриговать читателя, как правило, оборачиваются необъективностью, несправедливым отношением к тем, о ком идет речь, в конечном счете, дезориентацией общественного мнения.

Средства массовой информации призваны помочь нашему обществу осознать себя как общество полирелигиозное, многоконфессиональное, понять, что это нормально и не представляет собой проблему. Это помогло бы формированию атмосферы взаимного интереса, диалога, что, в конечном счете, является необходимой предпосылкой его стабильного развития. В демократическом обществе государство призвано быть инструментом согласования интересов различных групп населения, в том числе и религиозных. Поэтому в этом вопросе требуется особая гибкость и последовательность в развитии межконфессиональных отношений. Последовательная и планомерная работа – решение проблем свободы совести, свободы вероисповедания, конструктивный диалог конфессий в интересах консолидации общества, укрепления Республики Казахстан.

Новикова Г.Н.
магистр философий,
член республиканской ИРГ

Написать отзыв