Голландские власти связывают процесс радикализации с социальной поляризацией. «Жажда стремления к далеко идущим изменениям в обществе (возможно, недемократичным образом), поддерживать такие изменения или убеждать других принимать их» именно так определяют первый термин. Голландские власти описывают второе как «обострение различий между группами в обществе, что может привести к напряженности между этими группами и увеличению сегрегации по этническому и религиозному признаку». Ни один из них не определен с точки зрения религии или религиозной идеологии. Голландское правительство рассматривает радикализацию в основном как молодежное явление, которое происходит, когда отдельные люди ищут идентичность и свое место в обществе. Когда общество поляризовано, возникают конфликты и недоразумения, которые приводят к радикализации и, впоследствии, к терроризму.

Поскольку нидерландцы относят радикализм к социально-политическим вопросам, а не религии, их стратегия борьбы с радикализацией конкретно направлена на укрепление социальной сплоченности путем облегчения интеграции отчужденных групп в основное общество. [1; стр.4-5] План действий по поляризации и радикализации Нидерландов на 2007-2011 годы рассматривается в первую очередь как ответственность местного правительства. Тем не менее, национальное правительство устанавливает общие параметры стратегии борьбы с радикализацией, отвечает за подготовку лиц для ведения борьбы с радикализацией, и частично финансирует некоторые инициативы. Более того, центральные органы власти пытаются решить некоторые из проблем, которые делают людей восприимчивыми к радикализации, например, путем снижения дискриминации, облегчения трудоустройства, обеспечения справедливого доступа к государственному жилью, обеспечения безопасности, доступа к здравоохранению и обеспечения участия всех граждан в демократическом процессе.

В плане излагается три подхода, основная часть которого рассматривается как ответственность местных органов власти. Первый путь включает в себя профилактику, сигнализацию и вмешательство. Эти действия должны быть реализованы местными молодыми сотрудниками, наблюдателями за прогульщиками, полицией и другими органами власти и включены в политику безопасности муниципального или органа местного самоуправления. Второй путь относится к конкретной политике на национальном уровне в поддержку местной политики борьбы с радикализацией. Третий путь относится к международному уровню с двойным упором на смягчение радикализации и поляризации как внутри границ ЕС, так и за его пределами, а также установление соответствия между национальной политикой борьбы с радикализацией и голландскими внешнеполитическими целями. [2; с.11]

На местном уровне в Плане действий по поляризации и радикализации используются жесткие и мягкие меры для предотвращения радикализации, выявления сигналов экстремизма, с тем чтобы правительство могло вмешаться, чтобы помочь тем, кто находится в процессе радикализации, и подавить экстремистов которые уже нарушили закон. [3; с.6] Мягкая составляющая может включать содействие проведению открытых дебатов о противоречивых взглядах на мусульманские телевизионные программы и мусульманские сайты, финансируемые правительством, организацию общественных собраний для обсуждения различных мнений, дополнительную поддержку для лиц, которые оказываются в кулуарах системы образования, и содействие их выход на рынок труда. Мягкий подход имеет сходства с традиционной британской практикой построения доверия и взаимопонимания между полицией и представителями сообществ и может даже пойти на шаг вперед в этом направлении, поскольку в ходе него привлекаются несколько действующих лиц для привлечения целевого сообщества, а не только полиции. Жесткая составляющая включает ряд дисциплинарных и принудительных мер, вплоть до запрета политически насильственных групп или изоляции отдельных лиц. В рамках жесткого подхода значительно расширились полномочия голландской Службы общей разведки и безопасности и ужесточились законы против тех, кто поддерживает терроризм или планирует совершить акты насилия. [4; с.417]

Особое внимание уделяется выбывшим из школы учащимся. Внутри марокканского сообщества многие недоучившиеся подростки попадают в преступный мир и занимаются незаконным оборотом наркотиков, мелким хулиганством и сутенерством. Это группа является также наиболее уязвимой к радикализации. Местные власти стремятся реинтегрировать этих уязвимых молодых людей на образовательный или профессиональный путь посредством ряда мер, таких как создание так называемых школ-интернатов.

В конечном счете, сторонники двойного жесткого и мягкого подхода стремятся сбалансировать профилактику с репрессиями и распознать движущие силы радикализации на ранней стадии. Главное послание заключается в том, что «граждане признают, что Нидерланды являются открытым плюралистическим обществом, в котором одновременно поддерживаются разные отношения и образ жизни.[5; с.21]

Особенности этой стратегии свидетельствуют об интеллектуальной основе, на которой эти политики были разработаны. Только религиозные деятели и религия участвуют в программах как заинтересованные стороны, но не потому, что радикализация считается религиозной проблемой. Голландское общество настолько секуляризировано, что голландским чиновникам трудно обозначить религиозный предел сообществ мусульман или понять религиозные мотивы исламистских радикалов. Голландские власти рассматривают процесс и явление поляризации как побочный продукт социального сбоя, который они стремятся устранить путем укрепления социальной сплоченности и управления поликультурной средой. С этой точки зрения подход правительства к борьбе с радикализацией для правых, левых и религиозных экстремистов одинаковый. Руководящей цепочкой этих программ является укрепление связей между уязвимыми лицами и обществом, предотвращении маргинализации и изоляции, а также оказание помощи таким людям в усовершенствовании своей идентичности и нахождения своего «места в голландском обществе». Как говорится в одном докладе: «Целью является создание надежной и демократической сети ключевых участников гражданского общества, которой молодые люди могут доверять и обращаться с вопросами».[6; с.5]

В рамках широких критериев, установленных органами государственной власти, местные органы власти имеют значительные возможности для разработки своих собственных подходов по противодействию радикализации. Сдержанная составляющая голландского плана действий основана на глубоких знаниях муниципальных органов власти тех областей, в которых можно проанализировать их конкретную ситуацию и их способность разработать конкретные стратегии, направленные на удовлетворение потребностей их избирателей. Местные власти ведут работу с организациями местных сообществ для повышения социальной сплоченности путем расширения возможностей отдельных лиц и продвижения альтернативных ответов радикализму. [7; с.12] Для осуществления программ, направленных на то, чтобы люди, подверженные риску, чувствовали себя частью голландского общества.

Жаужурек Т.К.

Источник ЦИПР г.Астана

Список литературы:

1.DutchMinistry of the Interior and Kingdom Relations, 2007, pp. 4-5.

2.Dutch Ministry of the Interior and Kingdom Relations, 2007, p. 11.

3.Dutch Ministry of the Interior and Kingdom Relations, 2007, p. 6.

4.Froukje Demant and Beatrice De Graaf, “How to Counter Radical Narratives: Dutch Deradicalization Policy in the Case of Moluccan and Islamic Radicals,” Studies in Conflict and Terrorism, Vol. 33, No. 5, May 2010, p. 417.

5.Council of the European Union, 2005, p. 21.

6.Slotervaart Council, Progress Report: Slotervaart Action Plan–Countering Radicalisaton, Amsterdam, February 2008, p. 5.

7.Lorenzo Vidino, “A Preliminary Assessment of Counter-Radicalization in the Netherlands,” CTC Sentinel, Vol. 1, No. 9, August 2008, p. 12.