Исламские ценности берут свои истоки с понятия «чистоты». Чистоы тела и души.
Мыть руки до и после трапезы, пятикратное омовение, держать в чистоте все тело, с ног до головы – обязанность каждого мусульманина.
В аятах Корана обращается внимание на чистоту одежды и места для поклонения.
О важности чистоты Пророк Мухаммад (с.а.в.) говорил в следующих хадисах: «Чистота – это половина веры». «Аллах чист и любит чистоту». «Очищайтесь, потому что ислам есть – чистота».
Конечно, вышесказанные не означают, что достаточно только помыть все тело мылом и водой, а душу оставить такой, какая она есть: полной низменных свойств и привычек.
Поэтому наряду с физической чистотой, важна и духовная чистота. Это объясняется тем, что люди, которые внешне аккуратны, но душой нечисты, никогда не смогут познать истинную веру.
Духовная чистота – это чистота сердца. В Коране в понятии чистоты сердца используется слово «салим». Оно является однокоренным со словом «ислам». По словарному значению означает безупречный, не имеющий болезни, не загрязненный грехом, даже если загрязнен, очищенный покаянием сердце.
Каждый грех, как магнит, тянет к себе другие грехи. И если они не смываются посредством покаяния, сердце загрязняется. Следствием неоднократного повтора такого положения, является то, что в сердце угасает духовная пламя.
А для того, чтобы в сердце царила чистота, нужно избавиться от зависти, высокомерия, гордыни, позерства, чрезмерной страсти к чему-либо и подобных этим нравственных болезней. Но если избавиться от этих болезней, то вместо низменных качеств сердце заполнят такие свойства, как скромность и духовное удовлетворение, раскаяние и терпение, страх и надежда, любовь и вера. И это напрямую зависит от духовного уровня. То есть, очистить душу от всего, кроме Аллаха.
В Коране Аллах повелевает: «Потом предоставь им упиваться собственным пустословием».
Этот аят нужно понимать следующим образом: «Если очистить сердце от всего лишнего, то оно будет занято только Аллахом, а для этого необходимо постоянно читать «калимаи таухид» – «Ля иляха илляллах». Невозможно одновременное пребывание в сердце мыслей об Аллахе и о других вещах, ибо Господь не сотворил в груди человека два сердца». Подобное состояние – это степень веры пророков и сыддык (правдивых).
Очищение души от всего, кроме Аллаха, является половиной веры. И только намаз такого мусульманина, который, очистившись и физически, и духовно, предстанет перед Аллахом, будет намазом мирадж, который воистину оградит его от всего греховного и низменного. Именно такой намаз создаст вокруг человека духовный щит, который будет ограждать иман от давления нафса и вреда окружения.
А.Жакупов