Казахстан последнее десятилетия переживает процесс религиозного возрождения. Многие религиозные течения и группы активизировались и занимаются агитационной и вербовочной деятельностью. Не исключение и представители деструктивных религиозных течений, которые ранее проводили устную и печатную агитацию, сегодня же они используют возможности Интернета, где проводят аудио и видео вербовку.

Сеть стала не просто местом поиска информации, а всеобщей системой коммуникации, которую используют многие экстремисты.

Граждане больше доверяют своим персональным страницам и аккаунтам, где как им кажется, они правильно фильтруют информацию и сами выбирают с кем обсуждать вопросы религии и веры. К сожалению, граждане мало читают новостные и официальные сайты, описывающие эту тематику.

Вербовщики знают эти психологические моменты и «предлагают дружбу» людям уже заинтересованным в вопросах религии. Они на своих страницах постоянно публикуют различную информацию о религии, цитаты, аяты Корана, рассуждения «правильных» ученых, тенденциозные исламские новости, коллажи и т.д. Пользуясь необразованностью молодежи и других людей искажают исторические факты, толкуют хадисы и вопросы фикха по нужному шаблону, системно призывают к различной «помощи» мусульманам, делая все возможной для расширения своих рядов и поиска потенциальных «мучеников».

При проявлении интереса, вербовщик вступает в дружественный «контакт», знакомится с будущим адептом, интересуется всеми обстоятельствами жизни. Далее поддерживает связь до физической встречи если это возможно, если нет, то направляет к «знающим» людям — это могут быть просто опытные сторонники или же духовный наставник и идеолог в регионе.

Если человек вступил в их группу или организацию, то процесс дальнейшей вербовки только усиливается.

Из новичка будут делать правильного адепта — приобщающегося к знаниям студента, послушного ученика наставника, активного участника общинных дел, сторонникам «истинного вероучения» и помощником Всевышнего, призванного исправлять неправильные общественные нормы и ценности.

ТАҒЫ ОҚЫҢЫЗ:  Финансовый обман или плата за веру

Проходя данные стадии человек не заметит как отдалится от семьи и родных, как сделает всех вокруг собственными врагами и привяжется заниматься незаконной деятельностью по вербовке.

Таким образом, экстремисты на 1 этапе ищут людей в социальных сетях «ВКонтакет», «Инстагарам», «Фейсбук» ранее Твиттер, которых можно вовлечь в экстремистскую и террористическую деятельность используя религиозную риторику, так как они недавно начали познавать религию.

На 2 этапе идет сама вербовка где из человека формируют «экстремистскую машину» для целей, ведомых только главарям ячеек или организации.

Человек ставший «машиной» не имеет никаких прав, даже в выражении сомнений по вопросам толкования религии или деятельности этой экстремисткой группы.

 Постепенно «биологическая машина» отбрасывает все из прошлой «неправедной» жизни: семью, родных, друзей, коллег и работу.

Как только вербовщики поймут, что новая «биологическая машина» готова, ей укажут цели и вовлекут в свою преступною деятельность.

В зависимости от способностей новой машины ей дадут свой определённые функционал: пересылка информации и денег, привод новых молодых людей в группу/общину, поддержка бизнеса и братьев по вере, агитация в интернете, командировки за рубеж или боевая подготовка в зонах военных действий или террористической активности.

При этом вчерашний простой адепт из новобранца может в считанное время стать «генералом» экстремистов и показать успехи среди верующих братьев и сестер.

Но у большинства биологических машин экстремизма срок не большой.

Как показывает жизнь, участие завербованных людей в миссиях по «утверждению справедливости» в мире, заканчивается тюремными сроками или гибелью в противостоянии с властями.

Таков путь от простого человека к ненужной «биологической машине».

Жанбота Карашулаков,

Директор Центра исследования проблем

религий города Нур-Султан

Написать отзыв