Нынешнее послание Президента охватило огромный спектр, и оставило много вопросов, ответы на которые редакции сайта Кazislam.kz помог найти Айдос Сарым, политолог и член Национального совета общественного доверия при Президенте РК.

— В последнем послании Президент отметил, что государственный аппарат нужно сокращать. Как Вы считаете, в каких ведомствах действительно необходимы сокращения и почему?

— Я бы не хотел, чтобы сокращения государственного аппарата прошли чисто механически за счет сокращений вакансий. По моему мнению прежде чем производить сокращения, необходимо провести глубокий анализ именно функционала. Наверняка, если мы начнем объективно определять: чем занимается конкретный чиновник, что входит в его функционал, мы увидим, что высвободится достаточное количество мест. То есть вокруг каждого ведомства должна образоваться общественная комиссия. Куда должны войти специалисты этой сферы, которые смогут точно определить где необходимы сокращения. По сути сокращения можно провести в каждом ведомстве, но только при помощи глубокого анализ, после которого мы сможем решить без чего мы можем обойтись.

В первую же очередь я лично обратил бы внимание на социально-государственный органы, также нужно учитывать, что каждый госорган Казахстана в силу разных причин оброс огромным количеством дублирующих предприятий. То есть всякого рода аналитическими центрами и разными службами, которые в принципе выполняют обязанности государственных органов. Я сам был на государственной службе в 90-ые годы, у нас было много работы, но мы эту работу в рамках министерства умудрялись делать без всяких ТОО и АО. Возможно в «жирные времена» это было хоть как-то оправдано, но сейчас это не так. Ведь это лишние затраты и уход от ответственности. Если государственным органам дают полномочия, то они не должны передавать их в другие организации.

— Как Вы считаете, нужна ли выборная система акимов в аулах?

— Нация, которая выбирает себе Президента и Парламент вполне может выбирать себе акима.

По моему мнению, выборы акимов в аулах позволят вовлечь общество в управление государством. Как вы знаете самая большая политика — это законы и бюджет, все крутится вокруг этих составляющих. Если у нас будет аким поселка, который имеет свой бюджет и жители поселка, которые определяют как его распределять, путем голосования. Это будет уже совсем другой уровень ответственности и участия граждан. Честно налоги в аулах платят только бюджетники. В тени скрывается много денег. Поэтому мы должны сделать так, чтобы жители поселка и аким были кровно заинтересованы в пополнении налоговой базы.

Вообще общество в нашей стране крайне неактивно в политической сфере. К примеру, я вам могу доказать, что за 30 лет в стране не было ни одного прецедента, когда кто-то приготовил бы альтернативный бюджет города или поселка.

У нас в стране имеется 3335 мест в маслихатах, если каждая партия наберет по 3000 человек, которые знают что такое бюджет, знают на что обращать внимание при его исполнении, то есть если появится профессиональная региональная элита, которая базируется вокруг политических ценностей и партий, тогда будет совершенно другая страна, поверьте мне.

ТАҒЫ ОҚЫҢЫЗ:  Вопрос светскости в системе образования

— Почти каждый год идут разговоры о концепции «Слышащее государство». Эффективно ли реализуется эта концепция в Казахстане?

— «Слышащее государство» — это же не километр дороги, с одной стороны это некая философия государственного управления, с другой — политическая культура чиновников.

Если мы говорим за слышимость, то сегодня слышимость стала больше. К примеру, если вы напишете критику и в тегах поставите государственный орган. На это обязательно кто-то отреагирует и начнется общение.

Но слышимость не означает, что все сказанное будет реализовываться. Если это тяжёлое проблема она будет услышана, если же нет надо уже переходить на второй уровень – уровень понимающего государства или уровень организующего государства, которое вот эти отдельные высказывания может консолидировать в какие-то проекты.

— Президент поручил создать Агентство по стратегическому планированию и реформам (АСПИР). Для чего необходимо это ведомство?

— Создание АСПИР это демонстрация готовности к реформам. У нас в истории уже был один АСПИР. Когда в 1997 году была проделана большая работа и разработана стратегия «Казахстан-2030», после ее провозглашения создали АСПИР. Если мы берем экономические результаты, то до 2008 года экономический рост был безусловен. Это произошло в результате этих реформ, в том числе которые делал АСПИР.

Но надо понимать, что АСПИР — это не классический государственный орган, это не акимат и не министерство. Скорее всего Агентство будет достаточно сильным корпоративным ведомством, которое будет коммуницировать с разными отраслями и вырабатывать пакеты законов или цепочку решений некоторых проблем.

— Послание Президента вышло в непростой год. Есть моменты, которые, по Вашему мнению, были пропущены в новом послании?

— Я внимательно следил за самыми горячими оппонентами действующего президента, но я не увидел, чтобы там была зубодробительная критика, которая бы говорила: «вот этого нет катастрофически». В принципе по охвату по глубине это одно из самых сильных посланий в истории. Мне скорее интересна его реализация, конкретные законы и кодексы, которые должны быть разработаны.

— Как Вы оцените политику Казахстана в межрелигиозных отношениях?

— У нас принято считать эффективной политику если у нас нет проблем. То есть если у нас нет террористических актов, то религиозная работа идет нормально. В целом главный принцип по свободе выбора веры у нас соблюдается, однако я лично не удовлетворен тем, что у нас религиозные организации не сильно учувствуют в формировании новых граждан. То есть они проявляют не высокую активность в воспитании общества.

— Спасибо за беседу!

Беседовал Ерлан ТОКАБАЕВ

Написать отзыв