Связь между содержанием суры и Кораном

В Коране у некоторых сур есть множество наименований. Так же и у суры «Фатиха» есть более 20-ти наименований: «уммул китап», «основа», «исцеление», «похвала», «благодарность», «дуа», «намаз» и т.д.

На самом деле, чем больше сура имеет наименований, тем больше возрастает ее значимость. А «Фатиха» – одна из сур, вобравшая в себя все основное содержание Корана.

Ибн Зубайр ас-Сакафи говорил: «Ученые растолковали каждый аят, каждое слово из этой суры. Это служит объяснением того, почему «Фатиха» является самой первой сурой в Коране».

Имам Бакай относительно определения связей в суре «Фатиха» говорил: «Сначала я определяю цель суры. Затем связываю название с целью и даю им пояснения».

Особенность «Фатихи» заключается в том, что, она никоим образом не утомляет человека, несмотря на то, что каждый мусульманин ежедневно во время пятикратного намаза повторяет ее 32 раза, напротив, сура с каждым разом укрепляет духовную силу.

Наряду с этим «Фатиха» обладает удивительными свойствами исцеления, избавления от всех бед и горестей, достижения целей. Также «Фатиха» несет в себе искреннюю благодарность и признательность Всевышнему, способствует принятию дуа и является неотъемлемой частью намаза.

Если мы все эти моменты встретим в одной суре «Фатиха», то убедимся, что всех похвал за бесчисленные блага достоин только Аллах, что Он один является создателем земли и неба, что все поклонения посвящаются только Ему и только к Нему одному нужно обращаться за помощью.

По словам Джалал ад-Дин Асуюти, сура «Фатиха» называется «Уммул Китап», т.е. «Матерь Книги», потому что она охватывает четыре основных учения (тем) Корана. Под четырьмя основными учениями Корана подразумеваются четыре основных учения ислама. Потому что эти учения демонстрируют связь суры «Фатиха» с основным содержанием Корана.

Рассмотрим подробней эти учения. Итак:

  1. Основное учение: делится на 3 части:

1 – Познание Аллаха (акида). Встречается в следующих аятах суры: «رَبِّ الْعَالَمِينَ» – «Господь миров», «الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ» – «Милостивый и милосердный»  

2 –  Познание Пророка. Встречается в аяте: «صِرَاطَ الَّذِينَ أَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ» – «Путем Твоих рабов, которых Ты наставил на веру в Тебя и которым Ты оказал Свою милость, направив их на прямой путь и оказал им Свое благоволение».

3 – Познание Судного дня. Встречается в аяте «مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ» — «Владыке Судного дня».

  1. Учение о поклонении:

Встречается в аяте «إِيَّاكَ نَعْبُدُ» – «Тебе поклоняемся». Сюда входят намаз, пост, хадж, хорошие отношения с родственниками, никах, зекет или садака, справедливость, призыв к доброте, забота о родителях, помощь нуждающимся и другие благие дела, совершаемые ради довольства Аллаха.   

  • Учение о воспитании:

Встречается в аяте «وَإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ (5) اهْدِنَا الصِّرَاطَ الْمُسْتَقِيمَ» – «У Тебя просим помощи! Веди нас правильным путем!». В ниспосланном аяте говорится о том, что человек нуждается в постоянной поддержке Аллаха, и только к Нему нужно обращаться с просьбами о положительных моральных качествах, хорошем характере и определении верного пути в жизни.  

  1. Учение о повествованиях (кисса). Встречается в аяте: «صِرَاطَ الَّذِينَ أَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ

غَيْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَلَا الضَّالِّينَ» — «Путем Твоих рабов, которых Ты наставил на веру! Но не тех, которые вызвали Твой гнев и сбились с пути!».

На первый взгляд, здесь речь идет об элементарных различиях правильного пути от неправильного. Но на самом деле в аяте говорится о пророках, заслуживших довольствие Аллаха, и о судьбах тех, кто противостоял им, тем самым вызвав гнев Аллаха.

К слову, Фахриддин ар-Рази по этому случаю дал такой комментарий: «это те, кто вышел против Аллаха и мунафики, двуличные». Но ученый аль-Алуси аль-Багдади, выступивший против такого мировоззрения, утверждал, что, согласно хадисам Пророка Мухаммеда (с.г.с.), первые – это иудеи, а вторые – христиане.

Одним словом, содержание Корана состоит из учений акида, о поклонении, воспитании и повествовании, упомянутых в суре «Фатиха». Что свидетельствует о непосредственной ее связи с основным содержанием Корана.

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ АЯТАМИ СУРЫ

Содержание сура «Фатиха» можно разделить на три части:

  1. Первые три аята – Познание Аллаха

– «الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ (2) الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ (3) مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ» — «Истинное восхваление принадлежит только Аллаху – Господу миров (2). Милость которого  безгранична и вечна (3). Владыке Судного дня».

В них упомянуты пять имен Аллаха. Это: «لِلَّهِ» – «Алла», «رَبِّ» – «Раб», «الرَّحْمَنِ» – «Рахман», «الرَّحِيمِ» – «Рахим», «مَالِكِ» – «Малик». Словно через свои священные имена Аллах напоминает нам: «Я Аллах – твой создатель. Я Раб – твой наставник. Я Рахман – всепрощающий. Я Рахим – всемилостивый. Я Владыка судного дня, ожидающий твоего покаяния за грехи». Словно таким образом Создатель говорит нам о нашем бессилии перед Его силой и могуществом. Это первые тир аята о познании Аллаха.

  1. Средний аят – Поклонение Аллаху

– «إِيَّاكَ نَعْبُدُ وَإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ» – «Тебе поклоняемся и у Тебя просим помощи».

Слова «Тебе поклоняемся» означают безоговорочное выполнение всех наставлений Аллаха и отказ от всего запрещенного Им. А слова «у Тебя просим помощи» дают понять насколько человека бессилен перед Аллахом, что для совершения любого действия – будь то выполнения наставлений Аллаха или отказ от запрещенного Им – в любом случае, смиренно склонив голову, за помощью он обращается к Аллаху.

  1. Завершающие три аята – результат

– «اهْدِنَا الصِّرَاطَ الْمُسْتَقِيمَ (6) صِرَاطَ الَّذِينَ أَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ غَيْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَلَا الضَّالِّينَ َ» – «Веди нас правильным путем. Путем Твоих рабов, которых Ты наставил на веру в Тебя и которым Ты оказал Свою милость, направив их на прямой путь и оказал им Свое благоволение, но не тех, которые вызвали Твой гнев и сбились с пути». В этом аяте мы просим Аллаха вести нас по верному пути, пути пророков, которые были удостоены Его милости.

Это означает, что перед тем, как достичь поставленных целей, первым делом необходимо познать Создателя, который ведет нас ко всем достижениям. Затем – идти по данному Им направлению и взывать о помощи, чтобы не сойти с пути. Только после этих шагов человек может определиться с направлением и просить у Аллаха успешных результатов.

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА В СУРЕ

Здесь я бы хотел остановиться на лингвистической, т.е. языковой структуре аятов в суре «Фатиха». Но прежде нужно определиться с понятиями имен существительных, глаголов и местоимений.

Имя существительное и предлог не требуют определенного времени. К примеру, в словосочетании «прилежный ученик» слово «ученик», несмотря на то, что является именем существительным, не привязано ни к какому времени. А глагол, напротив, требует конкретное время. Пример: в предложении «ученик пошел в школу» глагол «идти» отвечает на вопросы «когда?» и «куда?» в одном определенном времени.

Аналогично, если разобрать суру «Фатиха» по частям речи, то можно увидеть, что основная часть, т.е. первые три аята: «الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ (2) الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ (3) مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ» – «Именем Аллаха, милость которого безгранична и вечна (2). Милость которого безгранична и вечна (3). Владыке Судного дня» состоят из имен существительных.

Третья завершающая часть «اهْدِنَا الصِّرَاطَ الْمُسْتَقِيمَ» – «Веди нас правильным путем» говорит о нас и начинается с глагола.

Во второй части «إِيَّاكَ نَعْبُدُ وَإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ» –  «Тебе поклоняемся и у Тебя просим помощи» упоминаются Аллах и мы. Этот аят отличается от аятов в предыдущих двух частях. Потому что здесь встречаются и имя существительное и местоимение. Теперь обратите внимание:

Основная часть суры из трех аятов состоит из имен существительных и не имеет конкретных временных рамок. Потому что Аллах не подвластен времени, Он вечен.

Третья часть суры начинается с глагола. Это указывает на нашу зависимость от времени и на временные ограничения нашего существования.

И что интересно, во второй части суры присутствуют и имя существительное и местоимение. Потому что местоимения «إِيَّاكَ», «إِيَّاكَ» — «Тебе», «у Тебя» находятся вне времени и имеют прямое отношение к Аллаху. А глаголы «نَعْبُدُ», «نَسْتَعِينُ» находятся в определенном времени и сказаны о нас.

Изучать словесное искусство Аллаха в аятах из Священного Корана – удивительное и познавательное занятие. Если поменять аяты местами, то их смысл в корне изменится. Поэтому каждый из них расположен в строгом соответствии и порядке. И если мы более углубленно и детально будем изучать аяты и раскрывать их смысл, то, уверен, что перед нами откроются многие неизведанные и прекрасные тайны Корана.

Жалгас АСХАТУЛЫ,

религиовед

Перевод Гулжанат ЖУБАНИЯЗОВОЙ

Пікір жазу