Споры среди рядовых мусульман приводят к фитне

    867

    О том, каким должен быть рядовой мусульманин, и каких ошибок следует остерегаться в выборе получения религиозных знаний, мы поговорили с жителем Алматы Сериком Шонбаевым. 

    Споры в вопросах акиды, которые ведут представители деструктивных течений в социальных сетях приводят к расколу и фитне. А грех фитны тяжелее греха убийства, убежден Серик Шонбаев. 

    – Уважаемый брат Серик, завершается месяц Рамазан. С каким настроением провожаете священный месяц? Держали ли пост?

    – Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует), его семье и всем сподвижникам! Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!

    В нашей стране проживают представители многих национальностей и религий. Это прекрасно, что каждый из них знает начало и конец священного месяца. У кого-то коллега на работе соблюдает пост, кто-то с соседями организует ауызашар во дворе дома, попутно приглашая на дастархан всех остальных. Это праздник!

    Вы посмотрите на кафе и рестораны. Мест нет во время ифтара! А молодежи сколько?! Да у меня душа от радости разрывается, мне хочется плакать от счастья, когда я вижу столько красивых, успешных молодых людей не с пивом в кабаках, а в кругу друзей, близких, родных во время разговения.

    Они собираются за одним столом неторопливо ведут душевные разговоры на тему Рамазана. Конечно же, и мне, ничтожному рабу Всевышнего хочется быть причастным ко всему благому в этот праздник и сохранить до следующего Рамазана то, что было заложено из благого в этом месяце.

    – Некоторые верующие в социальных сетях ведут яростные споры в вопросах Ислама, доказывая, как правильнее жить по Корану и Сунне. Вы же чётко придерживаетесь мазхаба Абу Ханифы и призываете других к этому. Расскажите, почему это так важно.

    Вообще споры в Исламе могут вести лишь ученые, достигнувшие определенной степени в изучении наук. Мы же рядовые мусульмане не имеем права спорить на научные темы. Это не только бесполезно, но и приводит к смуте и расколу.

    Вспоминаю, как в 13-14 летнем возрасте я начал соблюдать пост в Рамазан. Тогда не было ни расписаний времени намазов, ни мечетей. Это был 1990 год — время крушения Союза, начала Независимости и возврата к истокам.

    Время тогда определяли «на глаз», ночью вставали до рассвета, а ифтар начинали после полного заката солнца. Никаких брошюр, никакой литературы не было. Все что мы имели, это рассказы стариков и бабушек. И никто ни у кого не спрашивал «далили», не требовал доказать достоверность хадисов.

    В детстве, когда мы совсем маленькими гостили в ауле, украдкой подглядывали за апашкой, которая читала намаз в тёмной комнате. С интересом разглядывали стариков, берущих тахарат у речки, с закатанными рукавами и штанинами…

    Интересно, что бы они мне ответили, спроси я у них «А вы по Сунне читаете и каков далиль на ваши действия»? Меня бы просто огрели камчой и велели бы не заниматься ерундой. На протяжении многих сотни лет, мазхаб имама Абу Ханифы (рахимахуллах) так прочно вошёл в культуру и быт казахского народа, что уже не различить, где мазхаб, а где казахи.

    Ханафитский мазхаб прочно укоренился не только среди казахов, но и среди кыргызов, туркмен, таджиков, узбеков, и настолько, что некоторые и не знают о существовании других школ фикха. Вот представьте, я приезжаю в некий аул, захожу в мечеть перед намазом.

    Дожидаюсь азана и начинаю читать по совершенно иному методу чтения намаза. По маликитский, например. Что произойдет в мечети среди прихожан? Фитна. А грех фитны тяжелее греха убийства. Это именно то, над чем нашим братьям салафитам следует призадуматься.

    – Как Вы пришли к принятию ханафитского мазхаба? Где черпали религиозные знания?

    В начале 2000-х, когда религиозная литература стала более-менее доступной, я стал изучать историю, читать переведенные материалы и тогда я впервые столкнулся с таким понятием, как мазхаб. Изучил, какими они бывают, причины их возникновения, разница в школах, методах ит.д.

    Боясь ошибиться, я не торопился с выбором фикха, хотя соблюдал пост всё это время. Стал, можно сказать, неплохим теоретиком. И лишь спустя некоторое время, остановил свой выбор на своём «родном» ханафитском. Принял его всем сердцем и отступать не намерен. Ин ша Алла.

    А сейчас, конечно, я получаю знания у устаза мечети, которую посещаю. Кроме этого, беру информацию только из достоверных сайтов, рекомендованных Духовным управлением мусульман Казахстана.

    – На своей странице Вы всегда с любовью пишете о своей Родине, принимаете активное участие в общественной жизни города. Представители же деструктивных течений, в частности, салафиты очень враждебно настроены против государства. Почему нельзя поддаваться их призывам?

    Знаете, после многих лет общения с салафитами, я разделил их на идейных — осознанных и неосознанных — ведомых. Вторые стали такими из-за окружения, они приняли первую попавшуюся на глаза информацию за правду, не особо вникая в суть вероубеждения. Они читают намаз так, как показали «братья», соблюдают пост и считают остальных заблудшими. Почему? Братья сказали.

    Но самые опасные среди них — это идейные. Для них ислам ограничивается трудами саудовских шейхов, которых они считают истиной в последней инстанции. Не особо вдаваясь в историю ислама, считают себя последователями поколения «праведных предков».

    Отрицают таклид (хотя сами того не зная совершают его), их подводит узость и ограниченность мышления. Опасность этого течения на первый взгляд кажется небольшой. Но в корне это очень деградирующее, особенно для молодёжи явление. 

    Так как течение салафизм направлено на разрушение самоидентификации в умах молодых. Это грозит разрушением нашей нации, которая имеет свою богатую культуру и многовековую историю. В этом и есть основная опасность деструктивных течений.

    – На своей странице Вы уделяете внимание казахской национальной культуре, народным инструментам и тд. Салафиты все это считают харамом. Почему так важно сохранять свою культуру и национальные традиции.

    За много лет коммунистической идеологии, когда уничтожался цвет казахской интеллигенции, забывалась степная культура, а обычаи были под запретом. После падения атеистического строя в наших умах образовался вакуум.

    Мы не знали кто мы такие. Какова наша история, религия и традиции. К слову, хотелось бы отметить что, наши традиции берут начало из Корана и Сунны и ни одна не противоречит шариату.

    Все это собиралось по архивам, по рассказам старожилов. Важность сохранения такого богатого наследия можно отнести к вопросу о государственной безопасности. Ведь не имея представления о своих корнях можно потерять свою независимость.

    – Что бы Вы хотели донести молодым людям, которые сейчас выбирают свой путь в религии? А также парням, которые уже ушли в салафизм?

     Религия — это та же наука. А науке не обучаются посредством прослушивания аудиолекций неизвестных, а порой сомнительных проповедников. Ведь в школе не обучают читать и писать через интернет или у «братьев»?

    Недостаточно прочитать «Сахих» альБухари в русском переводе, чтобы цитировать хадисы на каждом углу. Каждый должен заниматься своим делом. Если есть твердое намерение встать на путь знаний, то придется отложить все мирское и заниматься только наукой. И не начинать, когда тебе уже 25. Чтобы достичь серьезного уровня начинать нужно с младенчества.

    Изучайте то, что касается вас. Что касается Акиды, там все достаточно коротко и ясно. Начальный курс Фикха можно пройти на курсах в любой мечети. Возникающие же вопросы можно спросить у имама близлежащей мечети, либо онлайн в казахстанском приложении «Вопрос имаму».

    После можно приступать к изучению понятия ихсана. Так как это относится к морально этической и духовной стороне развития человека — это может занять всю оставшуюся жизнь.

    – Не секрет, что многие молодые люди, уехавшие воевать в Сирию, попали в сети деструктивных течений через интернет.  

    Многие молодые люди, особенно из среды начинающих попадают в сети деструктивных течений, сами того не зная. Ведь не секрет что первичная информация запечатывается в памяти сильнее и воспринимается, как самая достоверная.

    Поэтому молодым людям нужно с осторожностью выбирать места, где и от кого получать религиозные знания. Категорически нельзя брать все подряд из интернета, только проверенные и рекомендованные нашим Муфтиятом.

    Нельзя также брать уроки у самозванцев, так называемых «шейхов» местного разлива, которые учились непонятно где и непонятно у кого. И тем более категорически нельзя брать знания у т.н. «знающих братьев». Ведь разумный человек не будет покупать некачественные продукты на улице?

    Необходимые религиозные знания для простого мусульманина можно получить в любой мечети. По любым видам, будь-то основа вероубеждения (акида), фикх или основам чтения Корана (таджуид). Данные курсы проходят в удобное для прихожан времени.

    Преподают курсы не простые имамы, а специалисты своего дела, окончившие высшие религиозные заведения как за рубежом, так и местные. Опасность получения религиозных знаний у некомпетентных людей может привести к искажённому пониманию религии.

    А это уже прямая дорога в ряды деструктивных течений, которая может привести к очень печальным последствиям. Это сродни покупке мяса у уличных торговцев, съев которое можно заработать кишечную инфекцию.

    – Действительно, результаты заражения опасной идеологией зачастую плачевны. Наглядным примером тому служит участие казахстанцев в деятельности террористических организаций.

    В зоне боевых действий в Сирии погибают целые семьи казахстанцев, выехавших воевать якобы за «чистый ислам».

    – Да, сейчас государство проводит операции по возвращению казахстанцев с Сирии. К огромному сожалению, мы не знаем, сколько еще казахов находится там. Но то, что эти люди увезли детей с собой на войну – это настоящая глупость.

    Мне довелось беседовать с человеком, вернувшимся из Сирии. Так получилось, что им оказался мой близкий родственник. Молодая семейная пара с далёкими планами на будущее, вроде ничто не предвещало беды. Молодой, открытый и честный парень попадает в сети деструктивного течения.

    Отрицание мазхабов, ложное представление религии и все переворачивается с ног на голову. И в один день, как гром среди ясного неба приходит новость о том, что он перебрался на войну в Сирию. Это было шоком для  всех нас.

    Через некоторое время за ним перебирается его жена с детьми. А там жестокая и беспощадная война. Месиво, в которое попадают женщины и дети. Где нет места жалости ни к своим, и ни тем более к чужим. Где торговля людьми в том числе и детьми обычное дело. Бездонная черная яма, куда подряд сваливаются те, которые считали себя следовавшими за истинной религией.

    Муж вскоре погибает, никто даже не знает, где он похоронен. Поскитавшись, и увидев многое, женщина поняла, что нет там никакого ислама, нет шариата а царит полный беспредел. Убедившись в своих заблуждениях и ошибках, она делает попытки возвращения в Казахстан.

    Далось ей это очень нелегко и недёшево. За всё нужно там платить. В долларах. Несколько раз её ловили пограничники и возвращали назад в Сирию. В Сирии же местные недоумевали, спрашивали мол, зачем сюда приехали? Из мирного неба и спокойствия в этот хаос. И убеждали, что сами они бы не поехали воевать за кого-то, в чужую страну.

    В страну, где всё разрушено и нет даже обычной питьевой воды, не говоря о других бытовых удобств. Где приходилось ютиться в одной комнате с несколькими семьями. «Исламом там и не пахнет», — так выразилась она. Надеемся, что страшные истории людей, возвращенных из Сирии, послужат уроком для наших братьев — салафитов.

    – И в завершение беседы, что хотелось бы Вам пожелать своим братьям-мусульманам в священном месяце Шавваль?

    Желаю всем братьям добра и терпения в этот благословенный месяц. Делайте зикр и чаще поминайте Аллаха. Да примет Всевышний все наши благие деяния и простит все наши грехи по своей Милости и Милосердию.

    Айгуль Эсеналиева

    Специально для Kazislam