Ислам и обществоДискуссия

Ислам все еще универсален?

Традиционное мышление об исламе представляет эту религию как универсальную традицию. Но что подразумевается под универсальным? И на каком основании ислам определяется как универсальная система убеждений?

Краткий анализ литературы предполагает, что универсализм в случае с исламом определяется как присутствие религии во многих географических регионах и среди множества различных культур.

Другая точка зрения заключается в том, что ислам универсален, поскольку его заветы действительны для всего человечества.

Оба подхода имеют общую проблему. Если вера универсальна только потому, что она представлена ​​во многих местах или среди множества групп, почти любую идею можно назвать универсальной. Действительно, был бы очень короткий список не универсальных идей.

Ислам был типичной универсальной системой мышления до XIII-го века. Многие мусульманские ученые были связаны с греческой философией, и их участие привело к важным синтезам, которые изменили ход человеческой интеллектуальной истории. Не только мусульманские философы, такие как Аль-Фараби и Авиценна, но и такие ученые, как Абу Хамид аль-Газали, которого, как правило, больше ценят традиционные мусульмане, активно участвовали в этом интеллектуальном диалоге с греческой философией.

Интеллектуальное взаимодействие с другими традициями является ключевым показателем того, что культура не является закрытой или направленной внутрь, а является универсальной.

Точно так же Ислам инициировал еще одно грандиозное интеллектуальное взаимодействие с традицией Сасанидов после XIII-го века. Хотя этот этап привел к некоторым негативным результатам в отношениях между государством и обществом среди мусульман, он снова стал показателем того, что ислам является универсальной системой.

То, что мы сегодня видим, как Золотой век исламских обществ, был временем, когда ислам был связан с другими традициями.

Например, Аль-Бируни, который символизирует Золотой век исламских обществ в науке, сам был инициатором интеллектуального взаимодействия ислама с другими традициями, то есть индийской культурой. Он даже написал книгу об индийской культуре и обществе, проведя время в Индии в начале XX-го века.

Ислам не был цивилизацией, в которой мусульмане жили изолированно во внутренних обществах, не связанных с другими культурами.

Сейчас же в наше время мусульмане имеют отрицательный имидж интеллектуального взаимодействия с другими культурами.

Ислам сегодня — это глубоко внутренняя система мышления, главным образом потому, что современные исламские группы, ордена или партии против интеллектуального взаимодействия с другими большими традициями.

Вместо этого современные акторы рады извлечь выгоду из внутреннего статуса ислама, поскольку он помог ортодоксам в исламе консолидировать свои избирательные группы.

Интеллектуальное взаимодействие с другими культурами или системами с целью создания синтеза возможно только тогда, когда общества готовы учиться у других. Но к сожалению, современные исламские движения в основном определяют ислам как самодостаточную и замкнутую систему мышления, которой не нужно учиться у других. Таким образом, универсальность ислама серьезно ослабевает.

Исламские акторы должны понимать, что наличие некоторых сетей в разных странах недостаточно для утверждения универсализма. Вопрос в том, способны ли мусульмане начать интеллектуальное взаимодействие с другими традициями или даже имеют ли они такое намерение.

«Общество джахилийя», концепция, разработанная Саидом Кутбом в его более поздних работах, может быть полезно для понимания того, как современные исламские акторы не заинтересованы в интеллектуальном взаимодействии с другими традициями.

Хотя концепция джахилийи Кутба была ошибочной по многим причинам, она сыграла большую роль среди современных мусульман. Соответственно, состояние многих обществ, в том числе многих мусульманских, является невежественным. В соответствии  с подходом Кутба современные исламские акторы разработали внутреннюю интерпретацию ислама, где они не заинтересованы учиться у других, вместо этого их приоритет состоит в том, чтобы учить этих «невежественных» людей самим.

Многие мусульмане ошибочно думают об универсальности, как будто это типичное государство, которое никогда не исчезнет. Это не верно. Идеи и традиции со временем могут потерять свои универсальные характеристики. А ислам сегодня серьезно страдает с точки зрения наличия универсальных характеристик и интеллектуального диалога с другими традициями.

Гокхан Бачик

Далее

Басқа жаңалықтар

Close