Ислам жөніндегі зерттеулер

Формирование у молодежи иммунитета против псевдорелигиозных течений

Согласно официальной статистике сегодня удельный вес молодёжи в республике в возрасте от 14 до 29 лет составляет 27,5% от общей численности всего населения, или более 4,5 млн. человек. Четко прослеживается рост динамики религиозности молодежи. Данные социологических исследований показывают, что если в 2003 г. доля назвавших себя «религиозными людьми» молодых людей составляла 38,7%, то по результатам 2013 г. – 73,9%[1]. То есть, за 10 лет процент религиозности молодежи практически удвоился.

Поэтому сегодня большинство профилактических мероприятий, которые предусмотрены государственное политикой, проводятся в основном с молодежью, чтобы сформировать иммунитет к идеологии различных псевдорелигиозных течений.

Именно на молодой возраст приходятся основные социальные и демографические жизненные циклы человека: получение образования и знаний, выбор профессии и социализация в обществе, формирование основного круга общения, духовных принципов и ориентиров.

При этом молодежь, проживающая в городах, незначительно превалирует, составляя 56 %, над сельской частью, которая составляет 44% [2]. Социологические исследования показывают, что большинство молодежи являются приверженцами традиционных конфессий.

В подавляющем большинстве молодые люди придерживаются религии, являющейся традиционной для их национальности. Так, среди казахов 96,9% респондентов назвали себя мусульманами, среди опрошенных представителей русской молодежи к православным себя отнесли 92,9% респондентов.

На вопрос о том, что повлияло на выбор религиозной принадлежности (2011г.), 18,6% респондентов казахов или практически каждый пятый отметил, что имел собственный путь выбора религии. 79,3% населения отметили, что их религия была обусловлена выбором родителей [3]. Таким образом, тезис о том, что религия в Казахстане зачастую обусловлена религиозной принадлежностью родителей, находит однозначное подтверждение.

Как мы видим, молодежь как наиболее активная часть общества является более религиозной, и показывает динамику роста, но при этом, хотя молодежь и отождествляют верующими, однако практически не участвуют в религиозной жизни. Этот феномен мы называем «поверхностные верующие». Так среди верующих подавляющее большинство около 67 % — составляют так называемые «пассивные» верующие. Они не участвуют активно в жизни религиозной общины, но называют себя верующими. Поэтому, когда речь идет о повальной религиозности молодежи, необходимо, учитывать данное обстоятельство.

Сегодня религиозность молодых носит поверхностный характер, для которого характерно внутренняя направленность веры, не нуждающаяся в исполнении религиозных обрядов, а также достаточно низкий уровень участия в религиозной жизнедеятельности. Религиозные представления у молодежи достаточно размыты, отсутствует ясное содержание. Например,  часть религиозных праздников заимствуют из западной культуры, в частности — празднование дня святого Валентина.

Среди молодежи эксперты выделяют три вида религиозности:

1) Осознанная – полное/частичное погружение и рациональное/осмысленное следование религиозным догмам (атрибутика, манера речи, молитва);

2) Выборочная – выполнение обрядов не требующих затраты сил, времени, финансов;

3) «Модная» – под веянием времени, окружения, жизненных трудностей и т.д.

Исследование подтверждает, что глубоких корней религиозности молодежь не имеет. Вероятно, в большей степени это не столько вера в бога, сколько «мода» на религию. Это особенность молодежи имеет две стороны. Первое это может привести к углублению религиозности нашей молодежи. Второе отсутствие глубокого понимания религиозных учений и слабой религиозной информированности может привести  молодежь в сети различных экстремистских религиозных течений, радикалы могут использовать религиозную безграмотность в своих целях.

Так в последние годы все более актуальной проблемой становится участие молодежи в экстремистской деятельности. Экстремистские взгляды и учения, категорически отрицающие существующий и общепринятый комплекс этических ценностей и при этом выступающие за грубую смену ценностных ориентаций несут в себе опасность для общества и психики молодежи. Показательно, что, по оценкам научно-исследовательского центра «Молодежь», более 55% экстремистов являются молодыми людьми в возрасте 17-29 лет [4]. Из этого следует, что активизация пропаганды международного религиозного экстремизма в основном нацелена на молодежь.

Поэтому сегодня важным является проведение среди молодежи профилактических работ, чтобы молодежь различало, кто есть кто, чтобы не подавалось влиянию и вербовке радикальных религиозных структур, которые могут использовать религиозную безграмотность молодежи.

В таком положений молодежь, словно губка, верить всему что говорят. В этом случае выиграет тот, кто первым обратиться к молодежи с правильными или ошибочными установками.

Как мы видим, формирование у молодежи иммунитета против псевдорелигиозных течений является требованием времени.

 Центр исследования проблем религий акимата города Астана

[1] Сборник методических рекомендаций по осуществлению инновационной деятельности в воспитательном процессе учреждений образования. Көкшетау 2016 / http://sc0015.esil.akmoedu.kz/documents/view/cd899f3af7125d073747256fec3c5b26.html

[2] Каратаев А. Молодежь и религия  /  http://agartu.com/index.php?newsid=1037

[3] Отчет по итогам проведения социологического исследования по теме: «Традиционные, национальные и религиозные ценности в сознании казахстанской общественности». С.47

[4] Буканова Ж.К., Каримова Ж.К., Амреева Л.М., Зайниева Л.Ю. и др. Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2014». – Астана: НИЦ «Молодежь», 2014. – С. 152.

Толығырақ

Басқа жаңалықтар

Мынаны оқыдыңыз ба?

Close
Close