Ислам және қоғам

Такфиризм – путь в некуда

Сегодня одной из самых опасных проявлений религиозного экстремизма является такфиризм.

«Ат-такфир уа-ль-хиджра» («Обвинение в неверии и отъезд для спасения своей веры») – экстремистская организация, запрещенная в странах Европейского Союза, в Российской Федерации (запрещена решением Верховного суда Российской Федерации от 15.09.2010 г.) и ряде других государств.

18 августа т.г. Сарыаркинский районный суд г.Астаны признал экстремистской организацию «Ат-такфир уаль-хиджра». Ячеек организации в стране нет, но влиянию ее идеологии подвержено более 1 тыс. граждан Казахстана.

Такфиризм возник как ультрарадикальное ответвление от египетской партии «Братья мусульмане» («Ихвануль-муслимун»), которое называлось «ат-Такфиру аль-хиджра» («Обвинение в неверии и отъезд для спасения своей веры»), основателем которого выступил египетский теолог Мустафа Шукри, впитавший в себя идеи насильственного захвата власти радикального идеолога Саида Кутба, казненного в 1966 году.

Данная идеология как начальная стадия экстремистской обработки была воспринята в последующем всеми известными террористическими организациями, начиная с группировки Абдассаляма Фараджа «аль-Джихад», осуществившей убийство президента Египта Анвара Садата.

Отдельную роль в движении сыграл Абдассалям аль-Фараг, который на рубеже 1970-1980-х гг. далее развил теорию такфира, совместив ее с салафитской акидой. В частности, такфириты первостепенное значение придают практике джихада, разработанной по афганской модели, в рамках которой для объявления джихада первоначально выносится «такфир» (обвинение в неверии) правителю и государственным служащим, включая армию и правоохранительные органы. Все служащие перечисленных госструктур объявляются «неверующими», и на этой основе их правление признается нелегитимным с точки зрения такфиритского понимания мусульманского права. Более того, светское государство и правитель объявляются «тагутами» – идолами, т.е. объектами не административного подчинения, а якобы религиозного поклонения. Именно этот тезис занимает ключевое место в идеологическом наборе такфиритов, и представляет собой основу психологической манипуляции над религиозным сознанием некоторых мусульман.

Выход из «Общества мусульман» Шукри Мустафа расценивал как выход из ислама и отступничество и наказанием этому была только смерть отступника. После нескольких убийств бывших сторонников, египетская полиция проводит ряд массовых арестов, а самого Шукри объявляют в розыск. С этого момента журналисты начинают называть «Общество мусульман» «Ат-такфир уа-ль-хиджра» («Обвинение в неверии и уход из общества»), а самого Шукри нарекают «Распутиным».

По мнению экспертов, сторонники такфиризма автономны в своей политике, и организации, подобные «Обществу мусульман», возникли в Египте, Кувейте, Судане, Ливане, а затем и на территории Европы. Первоначальные идеи такфиризма полностью или частично заимствованы лидерами множества радикальных исламских группировок и сект.

Известно, что Айман аз-Завахири (Аль-Каида), Тахир Юлдашев (Исламское движение Узбекистана) и Шейх Исса (Аль-Каида) руководствовались идеями такфиризма.

При всех различиях в теории и практике, у них у всех имеется одна общая черта — тезис о необходимости выступления против государства. Это четко прослеживается в деятельности «аль-Каеды» в мире, такфиризма в Казахстане. Недавние арабские революции также имели ярко выраженную «ихванскую» основу. Апофеозом можно считать заочный смертный приговор, вынесенный Муаммару Каддафи всемирно известным гуру ихванистов Юсуфом Кардави.

В первом этапе, получив в свои руки уже подготовленный, пластичный человеческий материал, идеологи такфиризма внушают этим людям обобщенные идеи, прежде всего, такфир государству (обвинение его в неверии), провозглашение его кафирским государством, страной тагута (идолопоклонничество).

Следующий этап — это этап хиджрата (переселение с целью сохранения веры). Но в данном случае напрашивается аналогия с хиджратом экстремистов Центральной Азии, для которых любая подготовка или прямое участие в военном джихаде за пределами своей страны называется хиджратом. Например, одним из пунктов совершения хиджрата в Таджикистане в свое время был военный лагерь ИДУ, находившийся в горах Тавильдаринского района. Переехавшие туда люди проходили военное обучение под командованием опытных зарубежных инструкторов. В Казахстане еще в 2005 году такфирские группы-аюбовцы в количестве 72 семей совершили хиджрат в Чехию, что само по себе нонсенс с шариатской точки зрения — делать хиджрат из традиционно мусульманской страны в немусульманскую.

Помимо отъезда из страны, у такфирских групп есть так называемый скрытый хиджрат — чувственная изоляция (‘узла шу‘урийа), что означает, по их утверждению, жизнь в атмосфере истинного ислама. То есть они как бы находятся физически здесь, в Казахстане, но при этом полностью отделяют себя от окружающего мира, сводя к минимуму все контакты с обществом. Своего рода внутренняя эмиграция. На этом этапе такфиристы отказываются от «немусульманских» традиций и обычаев, одежды и украшений, оставляют работу в государственных учреждениях и предприятиях — дескать, все это от шайтана. Так они все больше и больше изолируются, развивая на свой радикальный лад концепцию «аль-уаля аль-баро», что в буквальном смысле означает «дружба и непричастность». Имеется в виду дружба с верующими — при этом верующими они признают только самих себя — и непричастность к «кафирскому» образу жизни. Это понятие у них также весьма расширено.

Сектантский принцип закрытых групп, подчиняющихся только своему руководителю, четко реализуется и у такфиристов. В свое время это отмечал покойный ныне президент Египта Ан­вар Садат: «Каждый вступивший должен принести присягу амиру организации «Ихван-уль-муслимун» и поклясться, что он будет слушаться и повиноваться амиру при любых обстоятельствах. Это значит — клянусь Аллахом! — что они отдали своему амиру полномочия Всевышнего Аллаха! Они подчиняются не установлениям Корана, а своему амиру». В этот период такфиристы только собирают силы для джихада, но не воюют. Хиджрат, будь то физический отъезд из страны или же внутренняя эмиграция — полное отгораживание от общества, — это как бы завершение инкубационного периода.

Самый последний этап — это объявление военного «джихада» против государства. Попросту говоря, переход к террору. У военного джихада в исламе есть четко установленные условия и правила, которые такфиристами грубо нарушаются. В действительности весь этот хорошо отработанный сценарий имеет лишь одну реальную задачу — создание смуты в стране, политической дестабилизации. А конечная цель, это создание рычагов управления хаосом для последующей реализации более радикальных задачи.

Такфир – это, по сути, обвинение мусульман в неверии (куфре) и насильственная вооруженная борьба (джихад) против них. Поэтому группировка «Ат-такфируа-ль-хиджра» ориентирована преимущественно против мусульман, которые, по мнению руководителей и членов организации, совершили «вероотступничество» (ридда) и впали в «неверие». В 1977 году члены группировки в ходе теракта похитили и убили одного из авторитетных египетских мусульман «руководящего звена» – бывшего министра вакфов (исламских дел) шейха Мухаммада аз-Захаби.

Такфириты дают о себе знать в разных странах мира. Всемирная организация «Аль-Каида» и «Талибан» в Афганистане и Пакистане также разделяют подобные убеждения. Достаточно проследить хронику терактов в Пакистане в последние дни, чтобы в этом убедиться: едва ли не ежедневно происходят операции «шахидов» в мечетях.

В учении практически всех последователей «Ат-такфир уа-ль-хиджра» присутствуют два системообразующих, органично присущих фундаментальному исламу положения о такфире и джихаде. Паразитируя на этих общеисламских понятиях, они искажают их суть до неузнаваемости. Так, «Ат-такфир уа-ль-хиджра» произвольно расширяют круг объек­тов такфира, абсолютизируя такие понятия, как «неверие» — («куфр» или «безбожие») и «многобожие» — («ширк» или «язычество»). В отличие от представителей исламского правоведения (фикх), теологии (калям), философии (фальсафа), которые ставят перед со­бой цель максимально полного и адекватного понимания сути единобожия, как оно донесено до людей в священном Писании, «Ат-такфир уа-ль-хиджра» отрицают саму возможность право­вого, теологического, философского по­нимания текстов Корана и сунны.

Такфириты, называемые в обществе «безмазхабовцами», искажают значение четырех мазхабов в исламе. В частности, они утверждают идею о том, что «только мы следуем Корану и сунне, мазхабы недействительны, так как об этом ничего не говорится в Коране и сунне Пророка». Поэтому становится вполне ясным и понятным, почему такфириты в Казахстане настроены весьма критично к мазхабу имама Абу Ханифы и его последователям. В этом же контексте надо акцентировать внимание на то, что такфириты не признают авторитет местных имамов.

По мнению идеологов «Ат-такфир уа-ль-хиджра» мусульмане-вероотступники (муртадд) совершают «самомалейшее отступление» от принципа единобожия. Такими «отступлениями» у них счита­ются, как правило, возвеличивание праведников, чтение коранических аятов у могилы праведного человека, астрологические прогнозы (гороскоп), ношение амулетов и каких-либо иных пред­метов для отвращения неприятностей.

С точки зрения современных приверженцев идей (неоваххабиты) «Ат-такфир уа-ль-хиджра», к бида’а – («новшеству») также отнесены: «устроение праздников по случаю дня рожде­ния, выделение особых дней в недели, устроение разного рода религиозных праздников, годовщин и юбилеев, воздвижение памятников знаменитым людям, организация траурных собраний, изобре­тение всяких новшеств в траурных церемониях (например, поминальные песни по умершему – жоқтау), возведение строений на могилах и т.п.».

Однако, сунниты-ханафиты считают, что посещение могил родных и близких, и в особенности родителей, является важной сунной.

Такфириты заявляют недопустимым чтение сур из Корана на кладбище, возле могилы усопшего, за упокой души умершего – марқұм. Кроме того, такфириты уподобляются манкуртам, не помнящим своих предков – Жеті Ата и даже порицающих собственных родителей за то, что они не соблюдают обязанности мусульманина, в то время как Коран и сунна Посланника Аллаха учат нас уважительно и трепетно относиться к матери и отцу.

Последователи такфиризма понимают слова «бида’a («новшество») что это арабское слово как «ересь», «заблуждение». Так, например, они являются ярыми противниками празднования Дня рождения Пророка Мухаммеда – Маулид ан-наби, несмотря на то, что с 1207 года этот светлый праздник широко отмечается в Сирии, Алжире, Тунисе, Марокко и других мусульманских странах. Такфириты считают Маулид запретным нововведением в религию. Мы же считаем празднование Маулида Пророка Мухаммеда одобренной сунной и похвальной традицией. Ежегодно в течение всего месяца Раби’ аль-аууаль по мусульманскому календарю Духовное управление мусульман Казахстана проводит цикл больших торжественных мероприятий во всех регионах страны.

Презирая и отторгая религиозный праздник Маулид ан-наби, такфириты также не отмечают свои дни рождения и запрещают в своих кругах отмечать дни рождения родителей и близких родственников. Кроме того, некоторые молодые казахи, последовавшие лжеучению ваххабитов, называли своих родителей кяфирами, потому что они не совершали намаз.

Материал подготовлен Карамендиновой Айнур

Толығырақ

Басқа жаңалықтар

Close